Учить детей правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начинается письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты кисти рук, координация движения пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой стороны тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности в выработке этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону – это важная предпосылка для многих видов обучения.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
Показать правую, а затем левую руку.
Поднять (взять в) левую, правую руку (предмет).
Показать левой рукой правое ухо, правой рукой левую ногу.
Отработав представления о правой и левой стороне тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве:
Покажи, какой предмет находится справа от тебя.
Положи книгу слева от себя.
Определение пространственных отношений между двумя – тремя предметами или изображениями.
Взять правой рукой книгу и положить её возле правой руки.
Взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки.
Где находится книга справа или слева от тетради.
Положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги, где находится карандаш по отношению к книге – справ или слева.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще такие задания:
Написать букву справа или слева от вертикальной линии.
Положить круг справа от крестика, слева от крестика поставить точку.
Нарисовать точку, ниже точки – крестик, слева от точки - круг.
Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуется использовать цветные карандаши, а не фломастеры.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Этот материал помогает укрепить и развить мелкие мышцы пальцев.
Отщипывание – от листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Кроме того можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.
1. Кисть и предплечье левой руки положите на стол. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное « движение). Проделайте то же для другой руки.
2. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороной ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.
3. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
4. Движения, как при растирании замерзших рук.